Требования к работе детских садов постоянно растут. Еще недавно родителям было достаточно, что ребенок находится под присмотром воспитателей. Теперь же они ожидают, что ребенок будет накормлен свежей, полезной едой, играть будет в развивающие игры и окажется полностью подготовлен к обучению в школе. Подобное изменение ситуации потребовало участия в управлении дошкольными учреждениями представителей родителей, администрации и общественности, что привело к формированию управляющих советов ДОУ (УС ДОУ).
Сегодня работа управляющего совета ДОУ состоит не только в помощи администрации. УС согласовывает и утверждает стратегию развития образовательного учреждения, контролирует ее реализацию, мониторит действия коллектива детского сада для достижения поставленных в программе целей.
Что входит в обязанности управляющего совета:
Управляющий совет может выполнять множество задач. Его главная цель – обеспечить максимальное качество услуг, которые предоставляет детский сад. Однако достичь этого можно разными способами, так что перечень обязанностей этого органа можно смело разделить на основной и дополнительный.
Функции, которые выполняет совет дошкольного учреждения:
- Согласование интересов и пожеланий всех сторон, участвующих в дошкольном воспитательном процессе. Это не только родители и воспитатели, в перечень могут входить приглашенные преподаватели, психологи, логопеды и т. д.
- Согласование образовательной программы учреждения.
- Разработка и утверждение нормативных актов, регулирующих деятельность детского сада, включая дополнительные занятия, медицинские манипуляции. Обращаем внимание, что принятые акты не должны вступать в противоречие с российскими законами.
- Распределение финансовых и материальных средств, поступивших в распоряжение администрации, и контроль за их использованием. Формы контроля могут быть разными – от регулярного отчета заведующей до внешнего аудита.
- Управляющий совет вправе вносить рекомендации учредителю и руководителю образовательной организации по вопросам управления.
Если УС не решает эти задачи, то работы он не ведет.
Дополнительные обязанности
Однако план управляющего совета ДОУ может быть намного шире, чем рассмотренный выше перечень. В него могут входить:
- Формирование ресурсной базы детского сада. Сюда входит сбор пожертвований, организация участия садика в конкурсах на получение грантов, поиск путей наиболее эффективного использования средств. В некоторых случаях членам совета и руководству садика приходится прибегать к консультациям сторонних экспертов, которых опять же подбирает и одобряет УС.
- Создание узкоспециализированных комиссий из числа как участников совещательного органа, так и других родителей или экспертов. Это может быть комиссия по физическому развитию, по формированию мыслительных навыков, по украшению здания к празднику, по ремонту и пр.
- Защита интересов детского учреждения на муниципальном уровне.
- Организация работы тех, кто желает добровольно и бесплатно помочь садику – привести в порядок участок, благоустроить территорию.
- Рассмотрение различных обращений и разрешение конфликтов между представителями всех сторон, взаимодействующих в ходе работы детского сада. Сюда относятся и конфликты между родителями, и жалобы на сотрудников садика, и конфликты между администрацией и коллективом либо отдельным сотрудником.
- Ходатайство о награждении сотрудников детского сада.
Отметим, что организацию управления и вопросы методики лучше не выносить на рассмотрение совета, а оставить специалистам, имеющим профильное образование. То же, что касается направлений развития ДОУ, качества его работы, режима работы и направлений дополнительного обучения, стоит оставить УС.
Кто входит в управляющий совет
Традиционный состав УС ДОУ – сотрудники и родители воспитанников. Количество участников регламентируется Положением управляющего совета ДОУ. Обычно это не менее 3 представителей от родителей, представители работников и учредителя. Директор образовательной организации входит в состав управляющего совета по должности. При этом количество сотрудников в УС не может быть более 25 % от всего состава персонала, а количество родителей составляет от трети до половины состава.
Отдельного внимания заслуживает представитель учредителя, то есть того, кто создал данное дошкольное учреждение. Это может быть кто-то из профсоюзного комитета или дирекции предприятия, если садик ведомственный, кто-то из городской или районной администрации, если муниципальный, и доверенное лицо собственника, если дошкольное учреждение является частным.
Кроме тех, кто упомянут выше, в УС могут входить также и другие люди, которые заинтересованы в успешном развитии дошкольного учреждения. Это могут быть люди, работающие в местных органах самоуправления, представители волонтерских организаций, деятели культуры и науки, предприниматели или представители компаний, оказывающих в любой форме спонсорскую помощь садику. Добавим, что на заседаниях управляющего совета ДОУ могут присутствовать и сторонние приглашенные эксперты с правом совещательного голоса. Факт их присутствия и их мнение в обязательном порядке заносятся в протокол управляющего совета ДОУ.
Члены УС избираются преимущественно сроком на три года. Процедура выборов для каждой категории осуществляется в соответствии с Положением о порядке выборов членов управляющего совета.
Проведение заседаний УС, их время, количество и сроки между ними зависят от решения его членов, но встреч не может быть менее 4 за год. Итогом являются протоколы заседания управляющего совета в ДОУ. Такой протокол должен быть направлен учредителю и заведующей не позже чем через 5 дней с момента составления. Протокол о введении в УС новых членов направляется администрации и учредителю в течение 3 дней с момента заседания.
Совет может принимать решения об оценке качества работы сотрудников, о расходовании средств, о привлечении дополнительного финансирования. Все решения также заносятся в протокол, позже администрация оформляет их приказом и доводит их до сведения всех заинтересованных лиц. Протоколы работы управляющего совета ДОУ доступны всем, кто имеет право быть избранным в УС.
Управляющий совет может стать не просто помощником администрации дошкольного учреждения, а двигателем его развития и основой успешной работы.